ООО "Волга-Энерго" Нижний Новгород

Эксплуатация системы телемеханики на промышленном предприятии ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол».

С 1980 г на заводе эксплуатировалась система телемеханики ВРТФ-3. Со временем система вышла из строя, в результате чего был полностью утрачен оперативный контроль за состоянием электрических сетей и подстанций завода. Неоднократные попытки восстановить работоспособность устройства ВРТФ не привели к успеху. Более чем двадцатилетний срок эксплуатации устройства в сложных климатических условиях, отсутствие ЗИПа, отсутствие в продаже новых комплектующих изделий для ремонта, сделали невозможной дальнейшую его эксплуатацию.
Система ВРТФ построена на принципе, напоминающем устройство пульта дистанционного управления телевизором – периферийный блок генерировал пакет с информацией и отправлял его в линию связи, не интересуясь его дальнейшей судьбой. Любые нарушения в линии связи вызывали искажения информации, а целостность линии связи не контролировалась. Сигнализация об однофазном замыкании на землю не предусматривалась. Телеизмерение возможно было одновременно только на одном канале, причём для этого необходимо было выполнить ряд переключений на пульте управления. При попытке сделать капитальный ремонт системы, выяснилось, что это требует наличия специальных стендов, которые в комплект поставки не входили. Мозаичная мнемосхема, на которую выводилась информация о состоянии фидеров, выполнена по принципу «тёмного щита», и требовала квитирования сигнала поворотом переключателя. Это создавало неудобства обслуживающему персоналу, поскольку на высоте двух метров для выполнения переключения требовалась лестница. При переключении из-за особенностей конструкции переключателя происходило сотрясение сигнальной лампы, что приводило к обрыву нити накаливания. Про такие возможности, как ведение протокола событий или формирование речевого сообщения, в те времена не могло быть и речи. Не отрицаем, что для своего времени ВРТФ была выполнена с применением всех возможностей тогдашней элементной базы, схемотехнические решения весьма оригинальны и свидетельствуют о высоком уровне разработчиков, но к настоящему моменту стали доступны несравненно более развитые технические средства и программное обеспечение.

Отсутствие оперативного контроля над оборудованием на подстанциях поставило надёжность электроснабжения на недопустимо низкий уровень. Предотвращение аварий на подстанциях стало невозможным, а поиск и ликвидация нарушений в электроснабжении из-за таких аварий занимает значительные сроки. Это подтверждается результатами эксплуатации. Типичный случай - возникновение предаварийной ситуации из-за пробоя изоляции кабеля на землю. Своевременное отключение такого кабеля и переход на резервную схему включения позволяет избежать перерывов в электроснабжении. В противном случае изоляция кабеля продолжает разрушаться до возникновения короткого замыкания и аварийного отключения. Локализация места аварийного отключения требует последовательного осмотра нескольких подстанций. Осложняет положение и дефицит оперативного и ремонтного персонала, сложившийся по разным причинам.
Очевидно, что для предприятия с наличием значительного количества потребителей высокого уровня ответственности электроснабжения, такая ситуация неприемлема.
Кроме этого, крайне необходим контроль потребления электроэнергии заводскими потребителями. Лимит мощности в часы ограничения цехам завода установлен, но из-за отсутствия контроля он систематически нарушается. По этой причине убытки от штрафов за превышение заявленной мощности в 2003 году составили 2 465 110 руб, в 2004 году - 533 586 руб.
Контроль нагрузки на фидерах крайне необходим и при проведении переключений. При отсутствии у диспетчера этой информации возможна ситуация, когда при переключении нагрузка на фидере будет больше уровня срабатывания защиты, что приведёт к её срабатыванию со всеми возможными последствиями.
Эти соображения и привели к разработке и внедрения системы телемеханики на базе контроллеров серии I-7000.



На главную



Hosted by uCoz